Нетарифное регулирование

Нетарифное регулирование - совокупность методов государственного регулирования внешней торговли товарами, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, путем введения количественных ограничений и иных запретов экономического характера, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы:

Таможенные и административные формальности

Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей.

Импортные налоги и сборы

К ним относятся:

1.  Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):

  • пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;
  • сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его  качества;
  • другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.).

Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки и таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

2.  Импортные депозиты представляют собой денежный залог, под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк, перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара.

Меры прямого ограничения

К мерам прямого ограничения относятся Лицензирование, Квотирование и Специальные защитные меры.

Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограни­чений и представляет собой процесс регулиро­вания внешнеэкономической деятельности через разреше­ния, выдаваемые государством на экспорт или импорт то­вара в установленных количествах, в течении определенно­го промежутка времени.

Основные виды лицензирования: Ин­дивидуальная, Генеральная и Автоматическая.

  • Индивидуальная лицензия является разовым разреше­нием на ввоз или вывоз товара, которое выдается органом государственной власти, регулирующим или контроли­рующим внешнюю торговлю по заявлению национальной фирмы экспортера или по заявлению импортера.
  • Генеральная лицензия представляет собой постоянно действующее разрешение, дающее право импортировать (экспортировать) перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости, в течении всего времени действия лицензии.
  • Автоматическая лицензия представляет собой разреше­ние, выдаваемое немедленно после получения от экспор­тера или импортера заявки, которая не может быть откло­нена, в случае если по ней не получен официальный отказ от органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.

Квотирование (контингентирование) - представляет собой ограничение Государством экспорта или импорта товара в опре­деленном количестве, объеме или сумме на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).

Существует несколько видов квот: Глобальная квота  и Сезонная квота (добровольная).

  • Глобальная квота - наиболее распространенный вид квотирования, устанавливает размер импорта (экс­порта) в стоимостных или натуральных единицах на опре­деленный период времени, вне зависимости от того из ка­кой страны импортируется или в какую страну экспорти­руется товар. Основная цель данной квоты, это  обеспечение необходимого уровня потребления.
  • Сезонная квота (добровольная) вводится на определенный период времени, когда внутренний рынок нуждается в государст­венной защите. В этой связи данная квота обычно приме­няется в отношении сельскохозяйственной продукции.

Специальные защитные меры

В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». К ним относятся:

  • Импортные квоты
  • Специальные пошлины
  • Антидемпинговые пошлины
  • Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера
  • Компенсационные пошлины

Специальные защитные меры с точки зрения изложенной выше классификации представляют комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения.

Прочие нетарифные методы
  • Валютные ограничения и валютный контроль. Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.
  • Регулирование курса национальной валюты. Важной составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

В РФ органом государственной власти, ответственным за обеспечение устойчивости рубля, является Центральный Банк РФ. Он устанавливает официальный курс рубля по отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения многих задач, связанных с ВЭД: таможенные платежи и сборы, обязательная продажа валютной выручки (до 2008 г.) и другие.

Меры поддержки экспорта

К числу мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести различные мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности:

  • кредитование участников внешнеторговой деятельности;
  • функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;
  • организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
  • проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

Ранее была разработана федеральная программа развития экспорта, которая включала пять основных направлений:

  • финансовая поддержка,
  • налоговое стимулирование,
  • таможенно-тарифное стимулирование,
  • специальные мероприятия в поддержку экспорта
  • меры общеэкономического характера.

В целом действующее законодательство в области внешнеэкономической деятельности предоставляет большие возможности хозяйственникам и предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность не беспредельна, она находится под влиянием регулирующего и координирующего воздействия государственной власти и органов ее управления.


Новости

02 апреля 2017 г.

Пожалуй, каждый человек мечтает иметь собственный дом или квартиру. Чтобы это стало реальностью, приходится прикладывать немало усилий.


30 марта 2017 г.

На многих предприятиях сегодня активно используются авторефрижераторы. Они представляют собой специальные холодильные установки. Оборудование бывает прицепным либо встроенным в кузов транспорта.






г.Москва, 1-ая ул.Энтузиастов, д.3

тел.: +7(495) 580-17-12


Предварительный запрос

Отправьте нам свои контактные данные и краткое описание интересующего вопроса, и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

Прикрепляемый файл: